Форум Астрологии, Магии и Волшебства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Астрологии, Магии и Волшебства » Психология » Сколько раз прощать брату моему


Сколько раз прощать брату моему

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

Нашел, вот в своих запасниках, возможно кому-то полезно окажется...

Будда говорил, что причина человеческих   страданий — в·   НАШИХ потребностях,  ·  привязанности к каким-либо сторонам жизни, однако все  это  — от  нашего  невежества.    Иисус    Христос    считал,    что главное — оздоровление человеческой души. Прошли тысячелетия, но современный человек также подвержен страданиям, как и его далекие предки, и душа его также нуждается во врачевании.

Мы можем оказаться в состоянии стресса в любой момент. Достаточно что-то вспомнить — и мысль начинает идти в определенном направлении. Например, вас обидели год назад, а сегодня вы «зарабатываете» инфаркт, потому что не смогли прогнать мысль об этом и целый год усугубляли страдания. А разве не жертва своих эмоций ревнивый муж, который не в состоянии противостоять мощному импульсу мстительности, комплексу неполноценности и агрессии? Состояние эндокринной и иммунной систем ревнивца плачевно, оно свидетельствует о сильном эмоциональном стрессе.
Эмоции — продукт работы нашего ума. У человека же умственное поведение может быть разным. Оно может способствовать оздоровлению.
Обида, ревность, зависть, неудовлетворенное тщеславие, чувство вины, досада... Все эти отрицательные эмоции обладают огромной разрушающей силой. Они порождают но только неврозы, но и множество иных заболеваний. .·
Может   ли  современный  человек – обидчивый,   вспыльчивый, ревнивый, отчаявшийся — избежать пагубных переживаний или, раз уж они его настигли, оградить себя от их последствий? Специалисты утверждают, что может. На кафедре педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова около восьми лет занимаются изучением отрицательных эмоции. Под руководством заведующего кафедрой — доктора психологических наук профессора Юрия Михайловича Орлова разработан и предложен ряд методик, способствующих оздоровлению, улучшению психического благополучия, снижению напряженности, снятию стресса. На кафедре созданы группы для практических занятий с теми, КТО, находится во власти стресса, и не видит выхода из сложившихся обстоятельств, отчаивается и  — страдает. Не избранные супермены, а любой из нас способен освободиться от гнета отрицательных эмоций, от их разрушающих последствий, не прибегая к помощи медицины и, что очень важно, лекарств. Уже через несколько занятий человек может здраво размышлять о трудностях, с которыми сталкивается в семье, на работе, в обществе. В результате смягчаются и угасают обиды, исчезают страхи, а вместе с ними снимаются и комплексы, под тяжестью которых страдала душа и развивались болезни.
Оказывается, можно обучиться и оздоровляющему мышлению Оно названо саногенным. На той же кафедре обучают искусству контролировать свой ум в сложных жизненных ситуациях.
В беседе с нашим корреспондентом профессор Ю. М. Орлов, рассказывает о некоторых аспектах биогенного мышления и методах оздоровления психики.
Мы   полагаем,   что  эта   тема   заинтересует   читателей.
В этом случае Ю. М.  Орлов проведет на страницах нашего журнала    несколько    практических    занятий. Это    будут рекомендации специалиста о  том,  как  управлять своими мыслями,     как    справиться    с    негативными    эмоциями, с ревностью, раздражением, страхом, унынием, злобой — этими бесами, сидящими в нас и ежедневно, ежечасно терзающими нашу душу...

Отредактировано Паша Алексеев (2006-04-09 11:27:51)

0

2

Обида

Эту нашу беседу мы посвятим чувству обиды, далеко не безобидной эмоции, которая может принести много вреда здоровью человека.
Разные люди по-разному переносит обиду. Для одних это просто неприятное состояние, для других — настоящее страдание. Но в любом случае чувство тягостное, которое истощает нервную систему и может стать причиной болезни.

Коль скоро чувство обиды — продукт нашего ума, постараемся сделать ее объектом наблюдения со стороны и начнем проигрывать в мыслях те ситуации, которые мае так сильно задели. При этом необходимо помнить, что существуют два типа мышления, патогенное и саногенное.

Первое неуправляемое. Оно усугубляет и без того тяжелое состояние человека. И чем больше вы будете стараться гнать от себя угнетающие вас мысли, тем сильнее они будут овладевать вами вспомним классический пример с мудрецом и учеником, которому было предложено не думать об обезьянах. Чepeз неделю ученик пришел мудрецу, уверенный, что тот его заколдовал: «С тех пор как я побывал у тебя, меня везде преследуют обезьяны!»

Чтобы при обдумывании обиды, как в других отрицательных эмоций, вас не преследовали «обезьяны», усвоим принципы саногенного мышления. Надо направить мысль по правильному руслу, сознательно выработать тот порядок действий в уме, который приведет к нужному результату — освобождению от нежелательной эмоции. Задачки эти приходится решать на протяжении многих лет, они типичны и знакомы каждому. Весьма распространена, например, ситуации, когда муж в постоянной обиде на жену за то, что она каждый день упрекает его: неумеха, неудачник,
ничего не добился в жизни, не обеспечил семью и так далее в том же духе. Одного из таких «неудачников» — участника моих занятий по овладению саногенным мышлением — я попросил записать в тонкую ученическую тетрадь все обиды, которые ему приходилось терпеть от жены. Молодой человек воскликнул: «Тонкая тетрадь? Да мне не хватит и толстой, чтобы описать все обиды и оскорбления!» А через две недели он принес мне именно тонкую тетрадь. Открываю: первая страница заполнена вся, вторая - наполовину. В чем дело? А вот в чем.

Даже составляя простой перечень обид, человек непременно начинает анализировать их. Конечно, лучше, если процедура эта проводится под контролем психолога. Но и без того она позволяет взглянуть на себя и на обидчика спокойнее, со стороны. Потому-то я и дал задание перечислить обиды. Выполняя его, человек осмысливал причины обид, упреки, выбывавшие их. Получалось, в частности, что многое из того, в чем жена его упрекала, зависит не от него, а от ситуации в стране. Упреки не по адресу, а в таком случае что же на них обижаться?

Посмотрим теперь, из чего рождается, как возникает обида? Прежде всего вас ранит то, что поведение другого, его мысли, действия не соответствуют вашим ожиданиям, вашим представлениям о том, какими они должны быть. Вы хотите, чтобы он знал, чего вы от него ждете, и вел бы себя именно так. Вот тут вы совершаете кощунственный акт: отрицаете свободу другою, его право на иное мнение, иную позицию, вы жестко программируете его поведение. Kогда же эта ваша программа не осуществляется, когда происходит рассогласование желаемого и реальности, начинается страдание. И тут включаются механизмы защиты. Первая, примитивная и древняя защита от страдания — это агрессии и гнев. Обида делает нас злыми, мстительными, не в меру требовательными к другим. А если бы мы признавали за другими право вести себя так или иначе, откуда бы взяться обиде? И разве не бываем мы нередко в своих обидах похожими на персидского царя Ксеркса, который повелел наказать пролив Босфор плетьми за то, что тот разбушевался и расстроил его планы?

С обидчивым человеком невозможно нормально общаться. Его трудно любить: он будет эксплуатировать вашу любовь, постоянно вызывая у вас чувство вины. Удел обидчивых — одиночество. Их сторонятся даже самые близкие.
Впервые обида приходит к нам в самом раннем детстве. Многие из нас, когда обижались на маму, представляли, как заболеют, а она будет страдать. Чуть подросли — и уже воображали: когда я умру, родители будут плакать. И та обида, из далекого детства, живет в нас до скончания дней. Когда мы обижаемся, в нас сидит все тот же ребенок, и мышление наше в этот момент, как у шестилетнего,— инфантильное, детское, примитивное. И выражение лица обидевшегося человека — по-детски злое.

Обиду можно предотвратить. Надо заранее осмыслить то, что ее вызывает. И изменить свои ожидания, приблизив их к реальности, к возможностям другого человека. Например, я иду домой. Я не должен ждать, что мои дети убрали квартиру, приготовили еду, ведь я знаю, что они — творческие и вдохновенные люди, они могли увлечься игрой, или решением задач, или вообще их дома нет, убежали на улицу гонять мяч. Если я думаю так, а придя домой, увижу, что так оно и есть, на меня это не подействует отрицательно. А если там вдруг все прибрано, приготовлен ужин, я буду просто счастлив. По чаще всего встречается иной вариант: мы упорно считаем, что дети должны сидеть дома, как пришитые, привести в образцовый порядок квартиру и так далее. Происходит же все наоборот, и мы обрекаем себя на тяжелые, бесконечные переживания.

Итак — поправить свои ожидания, не программировать поведение другого. Принять его таким, какой он есть. понять, что каждый человек уникален, неповторим.

Вот я в обиде на свою жену. Почему она поступает не так, как жена моего друга, или ведет себя не так, как героиня кинофильма? А мои дети Мне кажется порой, что они глупые, злые, плохо ведут себя. Но ведь самое нелепое, неумное и разрушительное — обижаться на своих детей. И если я принимаю их — умными, глупыми, добрыми, злыми, с хорошим поведением, плохим, аккуратными, неаккуратными, послушными, непослушными,— с этого момента я на них не обижаюсь.

Что же нужно сделать, чтобы прошла обида? Воскликнуть: «Слушайте, тупицы, грубияны, злые люди, вы не правы, но я вас прощаю!»? Подумайте о том, что будет чувствовать ваша жена, когда вы после того, как она обрушила на вашу голову поток обвинений и упреков, останетесь невозмутимым, словно тысяча философов? Любая женщина, даже и не Ксантиппа, придет от этого в ярость, и попробуйте убедить ее потом, что вы ее любите.
Но ошибаются те, кто думает, что без эмоций можно обойтись. История человечества свидетельствует, что такие эмоции, как вина, обида, тщеславие, зависть, служат подпорками личности, пока она реализуется. Но вот индивидуальность сложилась — и тогда человек должен научиться управлять эмоциями, преодолевать их. Тут происходит медленный процесс второго рождения. Прощать — да, но надо и уметь это делать. Вы обижаетесь, это неизбежно, но «обиды не страшась», вы проигрываете в уме свою ситуацию, контролируете ее. И, сознательно вычленив все, что сопутствует обиде, рождает ее, прощаете обидчиков — всех и каждого в отдельности. В этот момент вы приближаетесь к совершенству, почти божественному. Вы прощаете не как древние боги (они были злопамятны), а по-христиански.

Как только вы начнете культивировать в своей жизни не обидчивость, ваш муж или ваша жена, ваши близкие не будут страдать от чувства вины; сами того не осознавая, они станут менее обидчивыми и сделаются дороже. Но боже нас упаси обращать их и свою веру: насильно тащить их на лекции или, например, требовать, чтобы они общительно прочитали эту статью в этом журнале.

Когда вы будете соблюдать правила оздоравливающего мышления, другие люди сами изменятся по отношению к вам; если линия вашей жизни правильная, если, скажу так, вы живете по-христиански, в вашем ближайшем окружении создается благоприятная для общего здоровья атмосфера.

Ты видел — и ты не можешь сказать, что не видел. Ты знаешь — и не можешь сказать, что не знаешь. Когда тебя обидели, ты не можешь не обижаться. Но зная об этой эмоции хотя бы то, о чем мы кратко здесь поведали, вы обижаетесь две-три минуты. Вы можете, конечно, разбить тарелку или сделать что-нибудь еще, чтобы как-то проиграть обиду, издать какие-нибудь звуки. Но затем скорее включайте в работу вашу мысль — и вы погрузитесь в состояние покоя.

Концентрируйте внимание на объектах размышления. Отделяйте свое «я» от чувств... Отрицательное переживание исчезает. Вы его сделали объектом умственного наблюдения «со стороны». В этом принцип саногенного мышления. Напомню то, на что обращал ваше внимание в предыдущей беседе.

«Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня?...
«До семижды семидесяти pаз — сказано в Евангелии. Такой должна быть человеческая мораль. Тогда многое в мире уладится. И в отношениях друг с другом. В семье. В стране. И на всей планете.

Записала Н. КРЮКОВА

Отредактировано Паша Алексеев (2010-01-23 07:55:15)

0

3

Паш, изивни но есть что возразить. ничего что я так? Просто сложно удержаться.
Сначала , в чем согласна- в разрушительности такой эмоциии как обида. Она на втром месте по причине возникновения неврозов после еще более разрушительного чувства вины.
А теперь про идею " направления в русло".
Помимо непродуктивного на мой взгляд деления на отрицательные и положительные эмоции - существует иное деление . Есть эмоции природные и социальные. Вот обида есть суть - социальная эмоция, противоестественная природному нутру - в этом плане, да, эмоция от ума.
А агрессия , гнев - есть продуктивная эмоция.
Что такое обида? Это всегда поптыка манипуляции . Меня обидели - значит кто-то виноват. Я либо  высказываю обиду - Я обиделся на Вас ( это вариант косвенной агрессии) или молчу ( и тем самым направляю энергию обиду на себя же самого - тогда болею, впадаю в депрессию и тп. ) Второй путь самый разрушительный. Есть еще подвариант второго пути - это как раз " направить свои мысли по позитивному руслу", убедить себя , что на самом деле я не обижаюсь и все ок.  Такая защита называется рационализацией - и надолго ее может не хватить ( как любая защита - она проблемы не решит).
Единственный выход  - развернуть энергию обиду вовне, осознав ее как гнев, как злость, как агрессию. Гнев - естественнная реакция здорвого организма. Отреагирование гнева ( адресное отреагирование - то есть на того, кому оно адресовано или хотя бы отреагирования в терапии при осознании фигруы гнева) приводит к востановлению целостности личности и повышению осознанности.
В дальнейшем, обида будет сразу осозноваться как злость ( надо только побороть в себе  неприродную установку - что злиться нельзя).Не злиться  невозможно.
Рекоуменую и очень книгу Перлза " Эго, голод и агрессия" , а также другие его книги.

0

4

Паш, изивни но есть что возразить. ничего что я так? Просто сложно удержаться.

Настя, так смысл всего общения? Находить правильный путь... Так что твои поправки как раз кстати... Статья, в принципе очень старая... И рекомендации  тоже замечательно... Взялась бы освещать в свете новейших теорий? А народ сам поймет, что ему необходимо... Главное, чтобы уходил негатив из жизни... Или он тоже необходим? Как думаешь?

0

5

Паш, я скорее про то, что вообще не мыслю в терминах " негатив-позитив".
Есть некая природная энергия , которая чтобы не разрушить человека должна быть 1) развернута вовне 2) осознанна.
1) - не обязтаельно физически. Но скзаать : Я злюсь на тебя, - дело необходимое. И принять свою злость, как естественную реакцию.

Люди ранят друг друга фактом самого своего существования - ибо они различны.  Это изначально задано. Другое дело- как с этим обходиться.

0

6

А как тогда с советами психологов? Щадить чувства других? Например чем отличается фраза "Я злюсь на тебя"?, от фразы "Ты меня разозлил"? Или "Меня разозлили твои слова/то что ты сделал"?

0

7

Про " щадить чувства"- очередной интроект. Если люди " щадят чувства друг друга" , то между ними нет и не может быть подлинной близости. Покапаться глубже- чаще всего щадят они себя, не хотят нарваться, не хотят сорваться. Потому что есть страх - а что будет с отношениями потом?
А вот про " я злюсь" и " ты меня злишь" - это отличие я-сообщения от ты-сообщения.
Человек вправе говорить только от себя и за себя. Второй вариант - есть скрытая манипуляция и провокация на конфликт.
Первый - честное высказывание о своих чувствах.

0

8

Получается переадресовка ответственности?
Хорошо а "Меня разозлили твои слова/то что ты сделал"? Ведь ясно, что фраза: "Я злюсь?" может провоцировать и чувство вины, чем не манипуляция?

0

9

Конечно, может, но это уже дело собеседника - не поддаваться на провокации.
Главное - говориь за себя и про себя.
А с тем, что чужие чувства провоцируют в нас некие привычне реакции - вина- как раз психотерапевт и работает.

0

10

Конечно собеседника... Но разве не лучше вариант "Меня разозлили твои слова/то что ты сделал"? В чем здесь можно найти манипуляцию?

0

11

Паша, не хочется сейчас вспоминать грамматику - активы, пассивы, но даже  в этом плане получается разное звучание -

- Я зол на тебя из-за того, что ты сделал...  и

- Меня разозлили твои действия...

Когда первый вариант - акцент идет на АВТОРА слов - Я зол, Я устал, Я понял... Когда человек говорит Я - окружающие понимают, что он говорит конкретно о себе, а уж из-за чего она ТАКОЙ - это дело третье. Вес фразы на Я

  Когда второй вариант, по сути происходит ситуация Из-за того, что, и  причина, (твои действия), а  тут выступает как результат. Вес причины-следствия примерно равный.

Наверное если добавить третий вариант -

Из-за того что ты поздно явился, я всю ночь не спал.

Здесь Вес вины существенно пересиливает

  Я передаю это так, как воспринимается сейчас, хотя когда-то все это читала, и используя это в семье обнаружила очень позитивный результат.
Правда, чем дальше тем больше стала просто разделять эту конструкцию.
То что чувствую Я и фактор, который кто-то спровоцировал - лучшее вообще разводить в разные стороны. Может и не всегда получается - но стремилась...Существенно жизнь облегчает...всем.

Отредактировано Olga (2006-04-10 21:16:40)

0

12

На самом деле, Ольга ответила...
Но все -таки разница - меня разозлили  твои слова и я злюсь на то, что ты сказал - не столь велика. Как в третьем , названном Ольгой варианте. Там кже в открытую обвинение , то есть высказывание  содержит открытое  намерение  - вызвать вину.
На самом деле, манипуляции - штуки тонкие.
Я могу сторить фразу как я-высказывание, но если человек эмоционально зависим от меня  ( и я об этом знаю), у него есть большой шанс также подсесть на чувство вины.
Это тонкости уже.
Для меня важнее -  тема про аутентичничность любых переживаний.
Злость, зависть и другие " бяки" - естественно возникают в контакте с другим , отличным от тебя индивидом. Их надо не подавлять, не отрицать , не вытеснять, а прожить.

0

13

Настя

Для меня важнее - тема про аутентичничность любых переживаний.
Злость, зависть и другие " бяки" - естественно возникают в контакте с другим , отличным от тебя индивидом. Их надо не подавлять, не отрицать , не вытеснять, а прожить.

Да уж, это действительно бяки, главное сначала и отследить и найти их проблема, сознание никак не хочет поверить, что такое там есть.

   Насть, вот до "прожить" - все понимаю, знаю, пережила... видимо и "прожила" - но не осознала. Как это выглядит на сознательном уровне?

0

14

Olga
Паша, не хочется сейчас вспоминать грамматику - активы, пассивы, но даже в этом плане получается разное звучание -

- Я зол на тебя из-за того, что ты сделал... и
- Меня разозлили твои действия...

Когда первый вариант - акцент идет на АВТОРА слов - Я зол, Я устал, Я понял... Когда человек говорит Я - окружающие понимают, что он говорит конкретно о себе, а уж из-за чего она ТАКОЙ - это дело третье. Вес фразы на Я

Хорошо, но ведь же люди, которые в любом случае примут чувство вины на себя... Особенно когда собеседников только двое...  или это полностью их проблемы?

Настя

Для меня важнее - тема про аутентичничность любых переживаний.
Злость, зависть и другие " бяки" - естественно возникают в контакте с другим , отличным от тебя индивидом. Их надо не подавлять, не отрицать , не вытеснять, а прожить.

Прожить, мы по любому проживем, только что будет дальше?

Получается когда психологи советуют формулировать реакцию именно так:
"Меня разозлили твои слова/то что ты сделал"? - провокация? Но здесь ведь нет знака равенства между Личностью и его действиями... Действия при желании можно и изменить... Личность проблематично... К тому же в этой фразе есть ответ, что именно послужило причиной злости, обиды, и тем самым убирается необходимость искать причину...

При  "Ты меня разозлил"?  - есть, прямая связь, именно ты и разозлил, что на мой взгляд, действительно провоцирет искать причину, ставит в зависимость, заставляет оправдываться... А может кому-то просто моя внешность не нравится?

Во фразе "Я злюсь на тебя"? - тоже есть попытка манипулирования, провокация "чувства вины" к тому же непонятно что именно послужило причиной "злости", возможно та же внешность?

меня разозлили твои слова

и

я злюсь на то, что ты сказал - не столь велика.

разве в первом варианте нет более объективной оценки? Допустим идет беседа, и слова вызвали подобное высказывание - это текущий момент, и понятно что именно последние слова вызвали подобную реакцию, во втором случае - это все же уже состояние, которое может продолжаться сколь угодно долго... Провоцируя искать какие именно слова могли вызвать это состояние, возможно и год назад...
Или не так?

0

15

Насть, вот до "прожить" - все понимаю, знаю, пережила... видимо и "прожила" - но не осознала. Как это выглядит на сознательном уровне?

О! Вопрос по существу!
Ты заметила, что слово " бяки" я взяла в кавычки ?
Просто есть чуства в обществе не принятые, но возникающее спонатнно, естественно.  Когда они возникают , если человек даже не вытесняет и не подавляет их, то он начинает их стесняться , себя стестняться = ведь это чувства принадлежат ему!
Получается та же фишка, что и с сильными желаниями - если начать сопротивляться неприемлимому социально. но реально возниающему - то можно уменьшить интенисвность осознанной реакции - злюсь, но не очень, завидую , но не на полную катушку. ....Так человек оказывается в довйной ловушке - и почувстовать себе не позволяет полностью , да еще  и стыдит себя за это. На что уходит масса психических ( а иногда и физических сил).
Чувству  - любому - надо просто позовлить быть. А инода не грех и усилить. Это называется ампилификация ощущений . И тогда оно изживет само себя, уступив место своей противположности. Что там на другом полюсе от гнева?
Только надо не бояться прочувствовать до конца - так сказать до дна.
Кстати, астрологически по Вашему, это на что похоже?

Паша, есть люди - для которых виниться - есть привычный способ реагирования на ситуацию. Привычный и потому наименее тревожный. Почему так сложилось ? Причин много может быть. Одна из частых - связь вины и отвественности. Да, я виноват всегда , я отетственен за все - это такой вариант сверхконтроля.
Про злите и злюсь - мне кажется ты очень увлекся форомй высказывания. Абсолютно согласна  с тобой , что манипуляции возможны при любой форме высказывания. Главное - что стоит за сказанным.

0

16

Настя

О! Вопрос по существу!
Ты заметила, что слово " бяки" я взяла в кавычки

Да, я поняла адекватно то, что ты имела в виду.

Когда они возникают , если человек даже не вытесняет и не подавляет их, то он начинает их стесняться , себя стестняться = ведь это чувства принадлежат ему!

Да это так и есть. Я столкнулась сначала у себя с этой ситуацией, потом еще и у своих приятелей... когда  по сути все эти рекламируемые прощения не срабатывают, такое чувство, что до определенного предела - есть эффект - а дальше - стопор. И когда вот только дощла до этих "бяк", более того, записала их на магнитофон, несколько раз прослушала, прошла фазу протеста собственного сознания, только тогда - начало действительно уходить. Судя по всему - это как раз и было УСИЛЕНИЕМ эффекта, доведением его по сути до абсурда...

И тогда оно изживет само себя, уступив место своей противположности. Что там на другом полюсе от гнева

  противоположностью гнева, агрессии - вообще-то должен быть покой, спокойствие (напряжение - расслабление?),  но теперь до меня доходит, что наиболее завершенным финалом - становится даже не безразличие и спокойствие, а СМЕХ - может сначала даже истерический, но потом нормальный - как реакция на весь этот абсурд,  далее возможно - зевание, как  скука и безразличие к информации). А ну видимо смех и дает  доведение до абсурда - и является промежуточной фазой...?

  Насть, а как вписывается безотчетный СТРАХ...это не из этой области?

Кстати, астрологически по Вашему, это на что похоже?

ну судя по всему оппозиция... хотя мне кажется все же квадрат по качеству проработки больше подходит, просто у меня такое чувство, что у квадрата нет финала как такового, вечно работающий. Или просто это подойдет ддля транзитного квадрата, у которого, в отличие отнатального все же может быть завершение?

Одна из частых - связь вины и отвественности. Да, я виноват всегда , я отетственен за все - это такой вариант сверхконтроля

Я вот там Мише, который воюет с Плутоном приводила пример, нашей с сыном оппозиции(синастрический) - точнейшая оппозиция моего Солнце-Меркурий в Тельце к его Солнцу-Сатурну в Скорпе(точно на моем АСЦ).Судя по всему с детства  каждый раз его реакция на мой открытый рот - было чувство вины. Как мы с ним выяснили, - вины за то. что он БЕЗОТВЕТСТВЕННО относится к своим делам (допустим, вечно тянул с уроками).
  Сейчас ситуация переигралась, стала еще интересней, его по-прежнему раздражает то, что я говорю, и он вдруг активно начал брать ответственность за родительскую, скажем так, семью.
Я предложила обговорить ситуацию, да. подтвердил, что он настораживается, когда я пытаюсь сказать что-то, и возникает чувство вины. И поскольку, он как и раньше часто пытается уйти от принятия решений по поводу себя, он это компенсирует - ответственностью по отношению ко мне и брату, демонстративно проявляя ее.

0

17

Настя

Паша, есть люди - для которых виниться - есть привычный способ реагирования на ситуацию. Привычный и потому наименее тревожный. Почему так сложилось ? Причин много может быть. Одна из частых - связь вины и отвественности. Да, я виноват всегда , я отетственен за все - это такой вариант сверхконтроля.

Согласен, именно привычный... Посеял поступок - пожнешь привычку, посеешь....
У Берна хорошо описаны "Игры, в которые играют люди" там, эта "игра  вроде "палач" и "жертва" называется... Дело конечно не в названии, но...

Про злите и злюсь - мне кажется ты очень увлекся форомй высказывания. Абсолютно согласна с тобой , что манипуляции возможны при любой форме высказывания. Главное - что стоит за сказанным.

Насть, я не формой увлекся, а насколько применимы любые внешние советы... Если конечно их использовать напрямую... :) Совет он и в Африке совет, а ситуации насколько различны бывают...
Olga

Насть, а как вписывается безотчетный СТРАХ...это не из этой области?

Похоже пора переходить к слудущей части "маркезонского балета"... У меня есть еще две статьи "Страх" и "Зависть", какую обсудим? и здесь или другую тему начнем?
Вы мне здорово помогаете... Огромное спасибо...
http://ruhelp.com/boards/html/emoticons/1202.gifhttp://ruhelp.com/boards/html/emoticons/1202.gifhttp://ruhelp.com/boards/html/emoticons/1202.gif

Отредактировано Паша Алексеев (2006-04-12 00:04:56)

0

18

Паш, сколько не открываю - все время цвточки и рожица. А где статьи?
Ольга, про страх...да косвенно страх связан со всем . Это первооснова.

0

19

Статьи дома, а я только добрался... :) Страх, так страх... Мужик интересно пишет, жаль у меня только три есть, там их больше вроде было...
Страх
Кто из нас не знаком со страхом, этой, пожалуй, самой губительной для человека Эмоцией! Каждым в какие-то моменты жизни овладевает страх. Главным образом из-за того, что человек способен предвидеть или, во всяком случае, он думает, что способен заглянуть в будущее. Страх — предвосхищение страдания, боли...
Отрешившись от прогнозирования, oт мыслей о будущем, можно освободиться и от страха. Но тогда и от радости, от предвкушении хорошего, приятного. Будем жить только «здесь м теперь», ощущать только данное мгновение — не будет у нас ни истинного страха, ни истинной радости. Однако, строго говоря, человек не может полностью отрешиться от прогнозирования. И поэтому если он, страдая, предполагает, что нет этим страданиям конца, его состояние становится еще более мучительным. Если же он сумеет увидеть в будущем просвет, страх понемногу оставляет его, уступая место надежде и радости. А радость бывает отравлена предвидением новых невзгод м страданий. Так уж мы устроены: способность нашего ума к прогнозированию то поражает его страхом, то награждает радостью.
Существует и другой источник страха: индукция. Бывает, что человек не отдает себе точного отчете в том, чего же он боится, а чувство страха его не покидает. И на вопрос: «Чего же ты боишься?» нередко отвечает: «Да я и сам не знаю чего я боюсь. Все боятся· и я боюсь»
Мы существа социальные и воспринимаем чувства, возникающие у других. Их страх передается нам, неизбежно передается. Особенно это касается близких людей. И поэтому, когда мне страшно, я должен подумать, какова в этом страхе доля индуцированная, вызванная эмоциями других. Также подумать и о том, что я своими страхами отравляю жизнь тех, кто рядом. Так, мать, которой владеют отрицательные чувства, губительно воздействует на свое дитя, которое себя защитить здравыми рассуждениями не может.
Но случается, что и взрослый человек не умеет размышлять о своем страхе. Хотя во здравом размышлении ничего страшного нет. Тут уже речь идет о том, что психиатры называют фобие-комплексами. Фобии весьма различны: кого-то преследует страх инфекции, кого-то — неожиданной смерти, кто-то вечно боится стать объектом нападения, насилия и т. д. В значительной степени фобии есть результат индукции. Спидофобии не было. Она появилась после того, кем у нас начали пугать СПИДом.
Конечно, есть реальные страхи, но есть и мифические. Надо уметь их различать.
Реальный страх — идти к зубному врачу. Да, страшно. Первый раз. Если же ты узнал точно, что тебе ждет, какая степень боли, то стрех уже не тот. Многие согласятся, что часто сильнее всего боишься неизвестности.
Не всегда можно дать совет, как размышлять о причинах страха. Скажем, страшно жить в государстве, где царит полный произвол и тебя в любом момент могут вышвырнуть из квартиры, лишить собственности. Или в государстве, где царит хаос и никто не несет ответственности ни за что. Тут страшно и за свою жизнь, и за жизнь близких. Но это случай особый, размышлять здесь о природе страха трудно. Однако в большинстве случаев можно м нужно. Это достойная работа. И, на мой взгляд, куда более плодотворная, чем, скажем, медитация. Хорошо, конечно, сидеть м думать, что золотистый туман окутывает меня, и я обнимаю земной шар и так далее. В этот момент никаких страхов нет. Но мак быть после этого! Страх все равно выплывает из глубины души, если не думать о его причинах, не призвать на помощь здравый смысл. Надо именно думать, размышлять. Спросите любого: «Ты боишься смерти!· И вам ответят: «Я об этом не думаю.» Да, он боится даже думать об этом. О страхе смерти мы еще поговорим, это особый раздел саногенного мышления. А сейчас лишь скажу, что страх смерти индуцированный страх, и лишь, врачи, и психиатры в том числе, знают, что когда человек начинает умирать, все страдания его оставляют, хотя внешне смерть выглядит ужасно. Об этом должно и нужно размышлять, только тогда можно избавиться от подобного страха, как, впрочем, и от других его видов.
Страх искажает личность, ом мобилизует самую примитивную, темную энергию и, как правило, служит самым гнусным целям. Когда человек во власти страха, его тонкие структуры разрушаются, голова работает отвратительно, она выдает реакции самые нежелательные, можно сказать, нечеловеческие.
? как наше· здоровье реагирует на страх
Если невозможно защититься бегством или нападением, то ты Оказываешься во власти гнева, становишься агрессивным, раздражительным. Хронический гнев опасен, он истощает иммунную систему подобно СПИДу. Когда человек испытывает страх, а следовательно - гнев и агрессию, у него сгорают Т-лимфоциты (это необходимо для мобилизации энергии), без которых организм открыт для любой болезни. Говорят: твой гнев есть твоя болезнь, и это совершенно верно.
Замечательно· средство от страха — любовь, доброта, согласие. Когда · начинаю прощать, вижу, что и меня прощают.
Я получаю надежду на согласие, и мой страх уменьшается.  .
Но одно дело — глобальным страх, иное — мой собственный. Будет мировая война или нет, неизвестно, но надо перестать воевать со своим окружением.
Через согласие, через терпимость, через любовь я уменьшаю свой страх. Когда я отказываюсь судить, ценить, оценивать; когда в не говорю, что одни хорошие, а другие плохие; когда я не задаю ситуацию оценивания, тогда я и не боюсь, что меня кто-то будет оценивать. Мне спокойнее. Мне легче. Я не боюсь.
Оказывается, наш страх - свидетельство того, что мы мыслим, именно наша философия. Он начинается с элементарной физиологии (например, с боли), а кончается высшими сферами нашего мышление. И если мы овладеваем саногенным мышлением, если мы освобождаем свой мозг от мыслей о дурном, то страх нас покидает, и нет ничего в мире, что вызвало бы в нас страх. Для этого не нужно заниматься какой-то особой философией, надо посмотреть вокруг себя. Что вы думаете о близких! Что вас раздражает! Чего вы боитесь! Нужно поразмышлять над этим, и тогда даже самое страшное не сможет погубить нашу душу.
Записала Н. КРЮКОВА

0

20

Это от сюда
http://nkozlov.ru/?resultpage=10&s= … mp;print=1

  СТРАХ  - ЭТО  ОТСУТСТВИЕ   ДОВЕРИЯ

Страх очень характерен для жителей нашей планеты. О нем каждый день кричат сводки новостей. Страх приходит к нам в виде войн, убийств, насилия, нищеты и т. п.

Страх — это недостаток доверия в нас к другим.

Из-за него мы не доверяем жизни. Мы не верим, что о нас заботятся на более высоком уровне, поэтому вынуждены осуществлять жесткий контроль на уровне физического плана реальности. Очевидно, это и есть причина нашего страха: не все поддается контролю.

Доверие — это то, чему мы учимся, когда хотим преодолеть свой страх.

Но в то же время постепенно приучить себя к доверию нельзя. Обретение веры — мгновенный процесс, ПРЫЖОК В НИКУДА. Просто нужно взять и доверить себя ВНУТРЕННЕЙ СИЛЕ, связанной со Вселенским Разумом. Доверить себя тому, что не видно обычным зрением; тому, что не имеет материальной, физической оболочки. С верой в душе жить намного легче. Я уже говорила о том, что верю в то, что мне открыты все необходимые знания. Я верю в то, что обо мне заботятся, даже если я не владею ситуацией.

Пугающие мысли в действительности призваны защищать нас. Попробуйте сказать своему страху: "Я знаю, ты хочешь защитить меня, и я рада, что ты хочешь мне помочь. Благодарю тебя". Осознайте, что "страшные" мысли заботятся о вас. Когда вы напуганы, организм начинает вырабатывать адреналин, чтобы защитить ваше тело от опасности. Аналогичный процесс происходит и в вашем мозгу, который "вырабатывает" страх.

Понаблюдайте за вашими страхами и поймите, что вы не одно и то же с ними. Вы не тождественны с вашими страхами. Думайте о них, как о фильме, который показывают в кинотеатре. Того, что вы видите на экране, в действительности не существует. Движущиеся картинки — это не что иное, как рамка с целлулоидной пленкой. Картинки быстро меняются и исчезают. Наш страх придет и уйдет так же, как и эти картинки, если мы не будем его настойчиво удерживать.

С  можно так проинтерпретировать?
СТРАХ-это ЛИЛИТ
ДОВЕРИЕ-это СЕЛЕНА....

СТРАХ=1.ОТСУТСТВИЕ... 2.ДОВЕРИЯ.....
то есть: ЛИЛИТ работает, когда не "работает" Селена?

Отредактировано Таня (2006-04-12 02:44:44)

0

21

Таня, как раз и  я хотела начать писать о страхе с введения понятия " базовое доверие к миру". Страх( в общем случае - тревогв) - моя любимая тема в психологии. Вообще можно сказать - область специализации.
Длинная такая история. Страх - только частный случай тревоги. Страх - это когда тревога опредмечивается ( то есть страх - боязснь чего-то конкретного). А вот тревога - общий адаптационный механизм, это универсальная реакция на любую неопрделенность, на любое измнение среды. (  очень лунная ипостась). Бывает фоновая тревога . А бывает - измнение среды кажется субъективно угрожающим - и  тогда тревога  захлестывает.
Происходжение тревоги восходит к поре младенчества. 
Начинается все с того , что приходит ребенок в  этот огромный, пугающий, насыщенной интенсивной , непереносимой для него, стимуляцией мир. Его просто захлестывает чувство ужаса, неопределенности и беспомощности перед тем,что значительно больше его и к чему он сам приспособиться не может. Если мама помогает ему  - тоесть служит хорошим буфером- для адаптации к миру, то возникает базовое доверие к миру. Если нет - мир кажется пугающим, опасным, полным ужасов. Но это два карйних варианта.
Продолжу дальше вечером...

Паш, ПРОСЬБА, не пишу пока про зависть. Ты - уминчка ( в чем я и не сомневалась))) верно начал со страха, а зависть - уже вторая ступень развития.

0

22

Это не тот  ли известный  психолог - писатель Козлов, кто  так и не смог "разрешить психологических проблем" со своей собственной женой? :rolleyes:

" У нас мало опыта не потому, что мы мало пережили... а потому что мы мало сделали выводов".

0

23

Таня

С можно так проинтерпретировать?
СТРАХ-это ЛИЛИТ
ДОВЕРИЕ-это СЕЛЕНА....

СТРАХ=1.ОТСУТСТВИЕ... 2.ДОВЕРИЯ.....
то есть: ЛИЛИТ работает, когда не "работает" Селена?

Вообще-то Лилит может работать и при работающей Селене.. Ведь всегда есть некоторый момент свободный от других влияний... Чисто астрологически Страх приписывается Луне, с напряженными аспектами - ведь Луна Инь-принцип, и плохо выдерживает - Янь-принцип напряженые аспекты... Если взять глубже - Доверие идет от взаимопонимания, и напряженные аспекты этому мешают... На напряженных лугче спорить чем на гармоничных... Можно, пожалуй и так посмотреть - отсутствие понимание, рождает отсутствие доверие и начинает расти страх... Как думаете?

Настя

Происхождение тревоги восходит к поре младенчества.

И тут Луна, ведь она же "отвечает" и за мать, и за младенчество... Ведь так прямо в роддоме можно давать астрорекомендации, какому ребенку особенно нужен контак с мамой... А у нас что делали раньше? Может из-за этого сегодняшняя ситуации повышенной тревожности?... Или другая причина?

0

24

Не из-за этого, я думаю.
Важно еще , какова мама. Если мама сама тревожная, или рбенка внутренне не принимает - лучше уж и без контакта.
А тревожность - это еще и функция от личной чувствительности индивида.
Плюс от градиента изменчивости среды. А среда в наше время вон какая изменчивая!

0

25

Настя

Не из-за этого, я думаю.
Важно еще , какова мама. Если мама сама тревожная, или рбенка внутренне не принимает - лучше уж и без контакта.

Хорошо, а почему мама тревожная?
Когда Женщина выбирает (и говорит) что рядом "ее Мужчина" - ее ощущения: абсолютное спокойствие...

0

26

Это когда выбирает - не посоицальному критерию. А когда Женщина ( самка) выбирает своего Мужчину ( своего самца)
Много ты знаешь таких отношений? Это страшно .  Это ведь отказ от иных ролей - социальных, достижений, как выглядишь...Торопиться некуда.  Ты -мать. Свершилось главное! Социальное часто противоречит природному.
Лично я испугалась таких отношений ( в свое время)  и сделала аборт, который мне любимый так и не смог простить.

0

27

Настя

Это когда выбирает - не посоицальному критерию. А когда Женщина ( самка) выбирает своего Мужчину ( своего самца)
Много ты знаешь таких отношений? Это страшно . Это ведь отказ от иных ролей - социальных, достижений, как выглядишь...Торопиться некуда. Ты - мать. Свершилось главное! Социальное часто противоречит природному.

А социум стоит этого? Болезней, психозов, просто негативных ощущений?
Знаю действительно немного, зачем им астрологи? :)  Кстати необязательно и социумом пренебрегать, он просто становится вторичным, неважным... А выглядят они, как правило счастливыми... Всегда...

0

28

Кому-то и не обязательно. Просто в моей карте этот выбор задан довольно жестко.
Стоит не социум- предназначение.
А оно все-таки не у всех женщин одинаковое. Да, у большинства - быть матерью - напрямую.
Но посмотри мою карту - и поймешь о чем я.

...Мы отвлеклись от темы. Страх.
Это такой онотологиечский страх небытия - а существую ли я вообще как отдельный Индивид в этом мире? мируя зачем_?
Далее - опасен ли мир для меня? А я для мира_ разрушителен? Границы между миром и мной. Мир гораздо больше меня - одноврменный страх и растаять в мире  как в большой клоаке и страх изоляции от мира , тотального одиночества в мире.
Очень раннй страх аннигиляции.
Об этом хорошо почитать у Лэнга " Расколотое я". У Винникота можно найти.
Вот так и зарождается ( или нет) базовое доверие (недоверие ) миру. Очень и очень рано.
ЗЫ : к Астрологам : ИМХО это уже не только Луна. Звучат сатурнианско-уранианские и плутонианские темы.

0

29

Продолжая тему эмоций....
"....победа эгоизма над здравым смыслом предопределена если эгоизм имеет женское имя - зависть."
О. Бальзак
Зависть
Перворожденный сын Евы, Каин, убил брата своего и сделался первым убийцею на земле. На страшное преступление его толкнула зависть. Господь его жертве предпочел жертву пастуха Авеля, Каин весь предался зависти, увел брата в поле и там убил его. С тех библейских времен зависть считается чувством постыдным. Но... Кого из нас не мучила зависть, даже если мы сами себе не признавались в этом?
«Почему ты огорчился? — сказал Господь Каину.— И отчего поникло лице твое?» Конечно, мы не каины. Большинство из нас умеют скрывать свое состояние, однако как трудно владеть своим лицом. А. П. Чехов однажды о ком-то заметил: «От зависти становится косым». Зависть, если вовремя не избавиться от нее, может завести человека в такие дебри, из которых и не знаешь, как выбраться. Она программирует наше поведение в значительно большей степени, чем мы думаем. Отдавшись ее власти, мы становимся агрессивными, гневными, мстительными — полшага до Каина. Чем более она овладевает нами, тем сильнее изнуряет. Нередко приводит и к пагубным, далеко идущим последствиям. Не зря с помощью этого чувства властители издавна создают у подданных образ врага. Древние сказания полны таких примеров. Но еще более насыщена ими жизнь. Именно на этой могучей эмоции строил Сталин свою политику раскулачивания в деревне, натравливая одну часть народа на другую. Овладев огромным количеством людей, она превратилась в колоссальную разрушительную силу. Десятки лет люди жили рядом. Но достаточно было дать небольшой политический толчок — и тот, кто жил хуже, раскулачивает богатого соседа, голосует за то, чтобы его с детьми-малолетками, со стариками и старухами сослали куда подальше и чтобы они там все сгинули. Пример поближе к нашим дням. Вспомните, как обсуждался закон об аренде, о передаче земли в частную собственность. Пропагандируя идею равенства на земле, наши депутаты взрыхляли почву для культивирования в людях зависти друг к другу. И никто в этих дебатах не подумал, что при равных правах владения землей, на которой нам суждено было родиться, мы веч отличаемся друг от друга по характеру, трудоспособности, таланту, мироощущению, что, действуя в рамках одного и того же закона, проявляем себя по-разному. Но разберемся в механизме зависти. Не зная его, мы не справимся с этой необычайно вредной и разрушительной эмоцией. Напомню о том, что уже говорил в первых беседах: эмоции возникают в результате автоматической работы нашего ума, из тех его операций, которые бессознательно совершаются по определенной программе. Если мы отдадим себе отчет в том, какие умственные операции способствуют возникновению зависти, то заметим, что мозг наш занят сравнением — себя с другим. Сравнение идет по какому-то признаку, как правило, очень существенному: по успеху — профессиональному ли, житейскому, по принадлежности к определенному типу людей, по обладанию чем-то ценным и так далее и так далее. Сколько значимых черт — столько и объектов сравнения. При этом человек сравнивает себя с другим автоматически, в результате чего сам процесс зарождения эмоции уходит из-под контроля. Однако сравнение само по себе не может породить эмоцию. Для этого требуется еще одно непременное условие. А именно — признание равенства сравниваемых объектов. Ведь мы не сравниваем несравнимое. Я, например, не чувствую зависти к арабскому шейху, у которого много денег. Я завидую коллеге, который далеко не так богат, как арабский шейх, но богаче меня. Следовательно, для культивирования зависти необходимо культивирование идеи равенства людей. По крайней мере, равенства тех, которых я сравниваю. «Ты такой же, как я, и права у тебя такие же, и возможности, а у меня все хуже». Начинаются неприятные переживания. Тут же включается механизм психической защиты. Страдания, порождаемые завистью, могут быть таи велики, что, как правило, орудием защиты становится агрессия. Завидующий нападает, критикует того, кто его превосходит, и получает удовлетворение, если тем наносит удар другому.
У зависти есть контрастная эмоция. Это гордость. Не она ли и запускает механизм зависти/
Молодой человек гордится, когда друзья восхищаются его девушкой. Девушке эта гордость по душе. Ей невдомек, что чем больше он ею гордится, тем сильнее он будет завидовать другу, если избранница того окажется красивее, привлекательнее. Гордость может обернуться завистью. Они составляют единую функциональную систему. Это одна эмоция. Она рождается при сравнивании.
Потому нам, если хотим избавиться от пагубной эмоции,— а она, подчеркиваю, именно такова, надо контролировать происходящие в нашем уме процессы сравнения. Это нелегко. Мы сравниваем. И нас со всех сторон, сравнивают. Нас программируют, наше поведение нам навязывают с помощью сложившихся стереотипов. Таких стереотипов — сотни. Их отработала всеобщая ситуация оценивания. И мы, находясь в ней, либо завидуем, либо гордимся. Но если это так, то мы превращаемся в средство, в инструмент — и нами можно управлять.
Один мудрый римский поэт воскликнул: «Пока я в своем уме, я не сравниваю свою милую!» Он был прав. Сравнение не только не всегда уместно, но бывает кощунственно. И почти всегда чревато последствиями. Не сравнивать — не гордиться — не завидовать. Для многих и многих это очень сложно. Как же не сравнивать, если в нас это заложено с раннего детства. Ведь мы начинаем познавать окружающий мир с помощью сравнения. Все признаки мира, которые я познаю, предусматривают умственный акт сравнения (ближе и дальше, больше и меньше, тяжелее — легче, сильнее — слабее и так далее). Сравнение становится для человека операцией привычной, и со временем эта привычка срабатывает автоматически — мигание фар. Как на звук человек поворачивает голову, так автоматически сравнение обернется то завистью, то гордостью. Сравнение позволяет выделять общезначимые черты м тем самым способствует процессу социализации. У ребенка формируется самосознание, самооценка. Он через это должен пройти. После того, мам его сравнение доросло до уровня автоматизма, он становится личностью. Личность, но еще не индивидуальность. Развитие индивидуальности всегда связано со способностью контролировать сравнение, автоматические умственные операции. Вот почему ребенка, пока он еще не стал личностью, нельзя обучить саногенному мышлению. Он еще приобщается м культуре того общества, в мотором живет, где люди должны совершать одобряемые действия, обладать одобряемыми признаками. С помощью сравнения программируется культурный стереотип человеческого поведения. Но до той лишь поры, пока эти стереотипы не начинают подчинять себе личность.
Противостоять этому процессу — это значит суметь возвыситься над обыденностью, господствовать над завистью, уметь быть выше обстоятельств. Люди, которые умеют оценивать собственную эмоцию, автоматически возникающую, могут совершенствоваться, возвышаться духом.
Тем, кто страдает от зависти, прежде всего и надо отказаться от идеи равенства. «Он такой же, мам я, а живем по-разному». Нет, он не темой. И я — не темой, мам он. У него — иная работоспособность, радость или боль он испытывает не там, мам я. Если я это пойму, признаю, то другой становится уникальным, единственным. Несравненным. Несравнимым. Со мной.
Сравнение имеет смысл, когда надо комплектовать команду для выполнения совместной работы. Сравнение уместно, если другого человека рассматривать в интересах дела. И оно бессмысленно, если сравнивать с кем-то своих родителей, детей, любимых, близких.
Задавайте себе вопросы и отвечайте на них: «что я сравниваю?»», «откуда берется моя зависть?», «уместно ли это сравнение?», «подобен ли другой мне?», «почему у него лучше, чем у меня?», «стоит ли мне гордиться?»
Если вы почувствуете, что в результате гордости у вас начали расти павлиньи перья, то подумайте и о том, что вы не гарантированы от худшего. Смирение —в этой «рекомендации» для христиан много мудрости. Иисус Христос предупреждает: «Не судите и не судимы будете». Подумайте, что это значит с точки зрения саногенного мышления: для суждения требуется сравнение. Следовательно, древняя мудрость призывает отказаться от этого, не включать, во всяком случае, в сравнение свое «Я». Человеческие отношения предполагают отделение нашего «Я» от результатов сравнения. Тогда мы освободимся от эмоции. Не судить, следовательно, не сравнивать.
Если я способен отдавать себе отчет в испытываемых эмоциях, могу остановиться и начать думать над тем, каков механизм возникновения их, то я постепенно обретаю власть над ними. И моя жизнь будет более сносной.
Беседу записала Н. КРЮКОВА

Отредактировано Паша Алексеев (2006-04-23 22:28:34)

0

30

Виды и роль эмоций в жизни человека

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только 'читать' по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме 'наблюдателя' - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.
------------------------------------------
Классификация эмоций
Продолжительность
Обычно сложные эмоции более продолжительны.

Интенсивность
слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)
средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.
сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)
Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

Знак
Положительный — человек стремится к объекту эмоции.
Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.
Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: Сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность
Или зависимость эмоции:

на себя, на нечто снаружи или на кого-либо (лицо),
в прошлое, настоящее или будущее.

---------------------------------
Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства (см. невербальное общение). Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

------------------------------------
Основные эмоции
К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:

Интерес
Удовлетворение
Надежда
Радость
Пренебрежение
Гнев
Страх
Горе
Смех

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть, настроение. В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами во время еды. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т.п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т.п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть – это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересованности и т.п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т.п.).

Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т.п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то – к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж – восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. ]В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация
Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

0


Вы здесь » Форум Астрологии, Магии и Волшебства » Психология » Сколько раз прощать брату моему