На протяжении веков периоды относительного изобилия сменяются периодами переосмысления целей жизни.
В наше время мир находится на своем критическом переломе, равного которому не было в истории. Дело в том, что до настоящего времени переоценка ценностей касалась в основном средств дальнейшего прогресса и стремления к главной цели человека - к наибольшему наполнению собственных эгоистических желаний. В то время как сегодняшний глобальный кризис вынуждает искать не средства к наслаждению, а совершенно иную, саму цель существования, поскольку отсутствуют уже желания наслаждаться. Все больше людей, в разных странах мира, осознают, что погоня за благополучием никогда не даст подлинного удовлетворения. Нам нужно изменить свое отношение к миру, свое направление движения к благополучию. Пойти по пути, который приведет человека в соответствие с общим законом Мироздания и слиянию со всем миром.Но как? попробуем разобраться в себе?
Эгоизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эгои́зм (от лат. ego «я») — принцип практических действий и отношения к окружающим, основанных на заботе о собственных интересах; свойство разумного существа действовать в своих интересах.
Литературный журнал «Эгоист» (Лондон, 1914—1919)Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали является правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций).[1]
Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):
— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды?
— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.[2]
Иногда понятие ошибочно редуцируется до следования своей личной выгоде даже в ущерб интересам окружающих (эгоцентризм). Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII
В какой-то мере все разумные существа являются эгоистами. Инстинкт самосохранения можно рассматривать как эгоистический принцип «главное — выжить».
Существуют теории, объясняющие любые неслучайные поступки человека эгоизмом. Например, «подачу милостыни» — желанием почувствовать себя добрым, значимым.
В традиционном понимании, эгоизм зачастую противопоставляется альтруизму и соборности.
Альтруизм (лат. Alter — другой) — направленность поведения и деятельности человека, ставящая интересы другого человека или общее благо выше личных интересов. Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.
Человек, обладающий альтруизмом, называется альтруистом.
Термин альтруизм в противоположность эгоизму введён Огюстом Контом.
Может быть Альтруизм - это новая реальность ?
Что это за общий закон Вселенной? Альтруизм? Почему мы должны ему соответствовать? Потому что он создан самой природой. Конечно, такое смелое заявление требует пояснения. И прежде всего нужно начать с правильного толкования самого слова "альтруизм".
Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введён О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм". И нигде даже не дается намека, что любая система, биологическая или общественная, социальная, начиная от простейших бактерий до человеческого организма, семьи и даже всего человечества, может существовать и развиваться только по принципам альтруизма. То есть это не просто философский термин, придуманный кем-то просто так, а закон развития всего живого.
И это просто современное, научное название этого закона, который в разные времена люди пытались трактовать в зависимости от уровня своего развития. "Возлюби ближнего", "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", "Свобода-Равенство-Братство" - это только самые известные из так называемых "синонимов" альтруизма, применявшиеся человечеством на разных этапах своего становления. Но они, даже все вместе, не отражают всей глубины этого закона, его важности и глобальности.
И к сожалению, человеку свойственно разбивать общее на много частностей, за отдельными проявлениями не видя единого целого. Отсюда и возникают определения альтруизма то как признака религиозности и набожности, то как свойство людей, существующих вне общества (отшельников) или изгоев, то наоборот как лозунга революции, а значит и соответственно коммунизма и социализма. И это не полный список.