Форум Астрологии, Магии и Волшебства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Астрологии, Магии и Волшебства » Архив 2008 » Паломничество по Святым Источникам


Паломничество по Святым Источникам

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

По Святым источникам   
Паломничество по Святым Источникам земли Псковской.
В программе
- экскурсионное обслуживание
- увлекательный рассказ об истории и полезных свойствах воды Святых источников
- купание в водах Святых источников с оздоровительным эффектом
- посещение монастырей Псковской области

Дата паломничества 02.08.2008 

---------------------------------
Паломничество по Святым Источникам земли Псковской. (группа 15 человек)
Паломничество по Святым Источникам земли Псковской.
В программе
- экскурсионное обслуживание
- увлекательный рассказ об истории и полезных свойствах воды Святых источников
- купание в водах Святых источников с оздоровительным эффектом
- посещение монастырей Псковской области
Дата паломничества по предварительной заявке за 7 дней до начала поездки
--------------------------------------

Паломничество по Святым Источникам земли Псковской (2 дня).   

В программе
- экскурсионное обслуживание
- увлекательный рассказ об истории и полезных свойствах воды Святых источников
- купание в водах Святых источников с оздоровительным эффектом
- ночевка в женском монастыре

Дата паломничества 2-3.08.2008 

Отредактировано Паша Алексеев (2008-07-25 19:49:57)

0

2

Действительно СВЯТАЯ Земля!!! Очень рекомендую, от майской поездки до сих пор под сильнейшим впечатлением! Спасибо тебе, Паша!!!

0

3

«Мардарий» - Святой источник Стругокрасненского района

Жизненный путь иеромонаха Мардария.

Дата рождения иеромонаха Мардария неизвестна, как правило её указывают как начало XVIII века. В миру его звали Матфием. Ещё в юности он ушёл в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь, где был пострижен в монахи и  обучен грамоте (этот факт может говорить что он был не знатного происхождения, из простого народа), затем его переводят в Успенскую Феофилову пустынь на должность строителя.  После этого он ещё с четырьмя иноками – Павлом, Тихоном, Марком и Ефросином удаляется из монастыря в близлежащую пустынь где устраивает себе келью для молитвы.
Такой массовый уход из монастыря вряд ли можно объяснить только стремлением к уединению, ещё одной причиной могла стать проводимая в то время политика властей. Так например в 1732 году была произведена перепись всех монастырей «открывшая в них множество нарушений законов, особенно относительно пострижения», при этом было предписано всех незаконно постриженных немедленно расстричь, а в 1734 году выходит указ запрещающий впредь постригать кого-либо кроме вдовых священников и отставных солдат, что приводит монастыри в крайне трудное положение. Эти репрессивные меры коснулись и близлежащих монастырей, например в Посолодинском монастыре в 1738 году было опечатано три амбара с хлебом, а иноков проверили. Возможно именно с этими событиями и связан массовый уход молодых иноков (все они прожили ещё не менее 30 лет и присутствовали при кончине Мардария)  из монастыря.
Спустя ещё некоторое время, Мардарий уходит дальше в лес к «рекам Ситне и Рытнице, на Донские ручьи».
Большой интерес представляет интерпретация этих событий в народной памяти. В статье «Мардария» читаем: «Они были братья по духу. Залюбили Господа и стали дружить как три брата Никандр, Ефиофил и Мардарий...Им было предназначено разойтись по разным сторонам. Служили службу в соборе. Крестный ход был. На крестах расставались они. ….Мардарий направился в Буков бор ….Ефиофил в нынешнее Николаево (Феофилова пустынь)….Никандра - на Порхов». Есть версия, что братьев было пять – к ним добавляли ещё и Савву Крыпецкого, назвать пятого брата не смогли.  В этом рассказе интересно, что и Мардарий и преподобные Феофил и Никандр, хотя и жили в разное время, но все они были пустынножителями, а место жительства Мардария – это центр треугольника, образованного, Крыпецким монастырём, Феофиловой и Никандровой пустынью. Поэтому можно говорить о том, что рассказы о жизни местных подвижников были известны местным жителям, передавались устно и поэтому так причудливо трансформировались.
Подобную трансформацию мы можем наблюдать и в рассказах о том, как место духовных подвигов иеромонаха Мардария стало известно людям. В книге А. Князева мы читаем, что известно о Мардарии стало из рассказа женщины, которую он накормил и помог выйти из леса, а в статье «Мардария» сообщается подробность – при встрече женщина увидела старичка, который кормил медведя хлебом. Этот сюжет очень известен, он встречается даже на иконах, но относится к другому святому – преподобному Серафиму Саровскому, который в начале XX века стал известен всей России.
Скончался Мардарий 1765 году, по другим данным в 1755 году но не позднее 1772 года, когда умер отпевавший его священник. Нам кажется более достоверной дата 1765 год, так если принять во внимание, что в отшельничестве он прожил около 30 лет, то тогда время ухода его из монастыря соответствует описи 1732 года, а возраст его должен быть около 70 лет, так маловероятно, чтобы человека моложе 30 лет отправили на должность строителя в соседний монастырь, но в этом случае датой его рождения будет не начало XVIII, а конец  XVII века.
Старец был погребён на месте своих подвигов, там появилась часовня «в которой по желанию богомольцев стали совершаться панихиды о погребённом под нею пустынножителе и молебны соименному ему святому мученику Мардарию».

Перенос останков иеромонаха Мардария в Никандрову пустынь.
Так продолжалось до декабря 1804 года. Тогда настоятель Никандровой пустыни архимандрит Геннадий, самовольно выкапывает останки иеромонаха Мардария и и перевозит, в свою обитель, где погребает их в трапезе больничной церкви, разрушает часовню на месте его погребения. Чтобы понять мотивы этого поступка, изучим более внимательно положение Никандровой пустыни в это время. При содействии князя П.В. Лопухина настоятель Никандровой пустыни был  представлен императору Павлу I, имел с ним продолжительную беседу, впоследствии эти встречи повторялись не раз, а император благоволил к Никандровой пустыни, и оказывал ей существенную помощь. Так например 20 октября 1800 года Высочайшим указом повелено было иметь в пустыни 30 монашествующих и пожалована многокрестная ризница малинового бархата. 10 ноября 1800 года Павел I своим указом причисляет пустынь в ведомство капитула православного приорства Ордена святого Андрея Иерусалимского (который сам император и возглавлял) и производить ей ежегодный  пенсион из сумм капитула в 2000 рублей. Это означало, что пустынь стала по сути ставропигиальной. Архимандрит Геннадий ведет большое строительство в монастыре и возможно решил иметь в пустыни останки ещё одного почитаемого святого, и пользуясь своим влиянием канонизировать иеромонаха Мардария (иначе не имело смысла погребать его в церкви), но этим планам не дано было осуществиться. 4 января 1805 года гражданский губернатор города Пскова представил в Петербург  министру внутренних дел донесение  «О тайно выкопанном из земли в Порховском уезде гробе монаха Мардария» при чем в этом деле архимандрит Геннадий «оказался подозрительным» и 2 мая 1805 года от настоятельской должности отрешен, впоследствии монастырь вернули в епархиальное подчинение. Официально, останки иеромонаха Мардария находились в больничной церкви Никандровой пустыни до революции, сейчас на этом месте находится храм Святых Царственных мучеников.
Несколько иначе эти события сохранились в народной памяти. Вот что рассказывает об этом жительница деревни Всини: «Ходит такая легенда, что было предписано, эти мощи перевезти в Никандровский монастырь. И когда везли эти мощи, они исчезли. Их не довезли. По легенде их везли на конях, кони встали возле часовенки и отказались идти дальше. Решили остановиться на ночлег. А на утро гроб был открыт, а по росе шли следы босых ног. И потом одному из жителей Кочериц явился Мардарий и сказал «Похороните меня там, где найдете мое тело» он так и сделал». Подобные рассказы характерны для всей истории Русской Православной Церкви, очень часто почитаемые церковные святыни сами выбирали себе место, наиболее известна история прихода в Россию Тихвинской иконы Божией Матери.
Необходима отметить, что все информанты выражали уверенность в том, что останки иеромонаха Мардария находятся у Донских ручьёв, а главным доказательством этому, по их мнению, являются случаи чудесной помощи людям.
Остался неясным вопрос о канонизации иеромонаха Мардрия. С одной стороны есть все условия выдвигаемые Русской Православной Церковью для канонизации (прижизненные и посмертные чудеса, народное почитание), с другой стороны мы не обнаружили никаких свидетельств, что канонизация эта была. Мы можем говорить о двух попытках канонизации: первая была предпринята архимандритом Геннадием при переносе останков в Никандрову пустынь, вторая попытка это конец XIX века, когда А.Князев собрал материалы о жизни пустынножителя, в настоящее время этот вопрос неоднократно поднимался, но практического воплощения пока не получил.

Рассказы опрошенных во время краеведческой экспедиции 19 июля 2007 года о случаях помощи от иеромонаха Мардария.

1. Очень много людей туда тогда ходило. Люди заветы делали, сколько раз сходить к Мардарию. И помогало.У меня у самой очень болят ноги, я пошла к Мардарию, я так от души, в слезах просила. Разулась, встала на колени, помолилась и помогло. Все уверены, что надо ходить туда пешком.

2. Мама рассказывала. У нашей родственницы было много детей, семь штук. И она была беременна, и пошла в лес, и захотела по нужде. Села, а между ног у неё змея, она очень испугалась. И ребенок родился, тоже весь извивался как змея. И она дала завет его три раза искупать у Мардария. И сходила три раза восемь километров, по лесу, с ребеночком. И он получил исцеление.

3. А при мне, когда я здесь уже одна жила после 91 года, одна женщина с мальчиком, ему 12 лет. Какая- то она душевнобольная, откуда-то из-за Пскова, не могу точно сказать откуда, но там какой-то батюшка, она говорила, тоже больной, прихрамывал, и она поехала к отцу Николаю. А отец Николай её сразу благословил к Мардарию. Вот она здесь ночевала. Это было глубокой осенью. Я ей рассказала как проехать. Она в Качерицах наняла машину и съездила туда с батюшкой на машине. Почему-то вот отец Николай благословил к Мардарию.

4. Недалеко от могилки Мардария есть дерево, там лежат камешки. И есть легенда о том, что эти камушки прикладывать к больным местам, и они исцеляют. Многие люди приезжали с севера, с Сибири специально, чтобы приложить эти камушки. И раковые и другие болезни были у людей. Не то чтобы исцеляло, но помогало, отпускало. Ну, как говориться, все по вере делается, если человек верующий то господь помогает. Ну, есть такие рассказы, что когда в семье бывали такие ситуации, когда долго не было детей, обращались к иеромонаху Мардарию, и господь помогал через него. Господь давал детей этим людям.

5. Ну, и когда возникают какие-то семейные проблемы, часто к нему обращаются. Тоже он помогает. И вообще бывает, что когда в жизни возникает такой период, когда у тебя сплошное уныние, не знаешь, как найти выход, то первым делом возникает мысль, что надо ехать в это место, к иеромонаху Мардарию. И вот собираемся все вместе, поезжаем. И уже там покупались, побыли, помолились и оттуда приезжаешь с совершенно другим настроением. Уже окрыленный такой, уже готов начинать новые дела.

© Разработка новых туристских маршрутов к «Святым источникам» (на примере вод Стругокрасненского района). Воробьева И.Е.

Отредактировано Паша Алексеев (2008-07-01 08:43:39)

0

4

Святоникольский источник. Деревня «Посадница»

Деревня Посадница имеет свою историю, известную с 1498 года, при этом она является важным культурным и социальным центром. Источник  - это интересный природный объект, почитаемый Русской Православной церковью. Важным фактором при выборе темы стало то, что сейчас деревня Посадница уже не существует, и становится всё меньше людей, которые могут рассказать о ней.
Деревня Посадница и Никольский источник – это маленькая частица нашей Родины, но без неё, без её истории потеряет и история всей России, и никто кроме нас, тех, кто живет рядом, не сможет, сохранить эту часть большой России для нас самих.

История деревни Посадница древняя, первое упоминание о ней содержится в Новгородских писцовых книгах(9) и относится к 1498 году. В книге и «Карте погостов составленной по писцовым книгам 1498-1576г.» , она относится к Логовещскому погосту.
Существует несколько легенд о возникновении названия деревни – «Посаднича гора».  В одной из них говорится, что при Иване III тут были оставлены верные ему посадские люди, которых обслуживали вольные, не крепостные крестьяне.
Наиболее распространена легенда о том, что эта деревня принадлежала Марфе Борецкой или что она бывала тут, но надо учитывать, что название деревни как «Посадница» более позднее, а земельные владения Борецких были, в основном, в Вотской пятине.
Ещё одна легенда говорит о некой женщине, которая была выселена из деревни и «посажена» жить отдельно, и поэтому деревня стала называться «Посаднича гора».
Васильев В.Л. указывает в своей работе на название «Посаднича гора» как характерный пример, указывающее  на собственников земли – посадников, но найти данных о принадлежности этих земель кому-то из новгородских посадников мы не смогли.
Первое упоминание об источнике и часовне в честь святителя Николая относится к 1862 году, на эту дату указывает в статьях Алексей Ефимов. Всего в Щирском погосте часовен было пять, одна из них  – Никольская в деревне Посадница над источником.
К этому периоду времени можно отнести и рассказ о пастухе, который однажды прирос к земле, так что не мог двинуться с места. Тогда он пообещал, что если снова сможет ходить то построит церковь. Так была построена часовня. Не случаен и выбор небесного покровителя.
В церковной традиции святитель Николай почитается как  «всех бедствующих утешитель, управитель всех дел житейских, покровитель путешествующих, защитник обиженных». Церковное почитание святителя Николая особое, его не просто просят о чём-то, на него уповают, поэтому жители деревни хотели иметь такого почитаемого небесного покровителя.
О размерах деревни мы можем судить благодаря «Военно-топографической карте Санкт – Петербургской губернии» 1863 года. Масштаб в 1 дюйме 3 версты, что соответствует примерно в1см – 1250м, длина деревни по карте - 8 мм, то есть протяженность деревни составляла  примерно 1 км
Интересную историю о дореволюционной жизни деревни рассказал Марченко Сергей Алексеевич, он долгое время руководил Сосновским военным лесхозом, на землях которого и находится Никольский источник. По его словам жители деревни очень дешево скупали на ярмарках лошадей с больными ногами, вылечивали их и снова продавали, но уже за полную цену.
В 1927 году деревня Посадница стала центром сельсовета и колхоза «Большевик».
В районном краеведческом музее есть две немецкие карты времен Великой Отечественной войны. Деревня Посадница на них отмечена как сравнительно крупный населённый пункт. Во время войны деревня Посадница была полностью сожжена немцами, сгорела и часовня, но сразу после войны жители деревни часовню восстановили, хотя сами ещё долгое время жили в землянках.
  В 1950-51 году колхоз «Большевик» укрупнили, присоединив к нему колхозы «Кингисеп» и «Курский пахарь», руководил укрупненным колхозом Анатолий Иванович Иванов. По рассказам бывших жителей в начале 50 годов ХХ века в деревни Посадница было более 250 дворов, а её длина была более 2км, в деревни были школа, клуб, сельсовет, рассказывали, что здесь хотели построить курорт, а недалеко от деревни электростанцию. По рассказам бывших жителей часовня стояла над источником некоторые жители утверждают, что источник бил на высоту 2м, а брошенную в него монету откидывал в стену или потолок, в часовню приезжал священник, тут совершались богослужения.
При расширении военного полигона для учебных стрельб к середине 50-х годов прошлого века деревня была переселена. Многие деревни, в том числе и Посадница, остались лишь на старых картах. Часовню тоже разобрали и перевезли в Струги, где из её добротных брёвен построили школьные мастерские, которые используются в Струго-Красненской средней школе до настоящего времени.
Дата расселения деревни разная: в архивных документах это 1954 год, а бывшие жители указывают на 1956 или 1957 год, скорее всего это разночтение вызвано большим объёмом работ по расселению деревни, на новые места людей перевозили вместе с домами и всем хозяйством. Общественные здания так же перевозились на новые места, например, школу перевезли в деревню Страшево.
После выселения деревни источник попытались засыпать или забить камнями но это не удалось, позднее, когда строилась дорога Плюсса – Струги Красные, несколько рабочих попытались с помощью трактора с ковшом раскопать его, чтобы найти монеты которые люди по традиции в него кидают.
Несмотря на это, Никольский ключ в урочище Посадница, теперь является местом паломничества верующих.

Началом восстановления источника можно считать 1998год, предприятие «Стройпесок» (руководитель А.Васильев) изготовило сруб на источник. Командир полигона подполковник В.И. Сиротенко оказал помощь в его перевозке, а военнослужащие воинской части (командир полковник А.Р. Гуфраев) из Владимирского лагеря помогли собрать сруб на источнике, молебен и освящение купальни проводил настоятель Псковского храма Александра Невского отец Олег Тэор.

Современное состояние источника и практические исследования         Территория на которой была деревня, сейчас значится в Сосновском военном лесхозе, как земли предназначенные для сенокошения. Сохранились некоторые плодовые деревья, в основном яблони, вековые дубы, остатки фундаментов.
          Источник расположен у подножия длинного склона, рядом с оврагом, по дну которого протекает небольшой ручей, в зарослях над источником имеется ветхий деревянный восьмиконечный крест. Ниже по течению имеется купальня (деревянный сруб 2,5*2,5м), слева находится малый голубец с несколькими иконами, справа - деревянная скамья. На другом берегу ручья имеется большой металлический восьмиконечный крест, окрашенный серебристой краской, с несколькими маленькими иконками, небольшой деревянный восьмиконечный крест и икона Святителя Николая. Через купальню, для подхода к кресту по левому краю перекинута доска, дно ручья окрашено в желто-коричневый (ржавый) цвет.
По воспоминаниям очевидцев регулярно посещавших этот источник кресты и иконы были установлены в разное время, и видимо, разными людьми, малый голубец появился лишь около двух лет назад, что является видимым проявлением народного почитания Никольского источника.

Во время поездок к источнику мы нашли несколько остатков фундаментов, которые были расположены недалеко от источника, и могли быть остатками часовни, но сопоставление этих фундаментов с правилами Русской Православной Церкви (ориентация по сторонам света), размерами школьных мастерских, опровергли эти предположения.
Старожилы рассказывали что часовня находилась над источником, Муштукова В.В., предоставила нам фотографию, где видно, что источник расположен у стены или под стеной часовни. Во время следующей поездки, мы нашли остатки бревен, которые есть на фотографии. Теперь можно утверждать, что часовня находилась за источником на дне оврага, там, где сейчас есть заросли ольхи и небольшой деревянный крест.
Были проведены измерения для расчёта силы потока, в результате проведённых вычислений был поучен результат 100литров в секунду.  Это подтверждает рассказы о том, что столб воды мог удерживать наверху монету или откидывал её в стену или потолок.

Интересные результаты дал химический анализ воды. Пробы воды для анализа были отобраны в четырёх местах: непосредственно из источника (проба 1),  из ручья стекающего по дну оврага (проба 2), у купальни (проба 3) и ниже по течению ручья (проба 4), исходя из результатов анализа, можно сделать следующие выводы:

1. вода непосредственно из источника (проба 1) не имеет органических загрязнений, по ряду показателей близка к идеальной, но содержит большое количество железа
2. вода из ручья на дне оврага сильно отличается по составу от первой пробы, имеет незначительное количество органических примесей, не содержит железа, что позволяет сделать вывод о различном происхождении этих вод.
3. сопоставляя результаты анализа проб 1,3,4, мы видим уменьшение концентрации железа, что объясняет необычный цвет дна в ручье; и увеличение органических примесей.

         Благоустройство источника.

          Было высказано пожелания провести комплексное благоустройство территории около источника. Сюда должны войти восстановление часовни в честь Святителя Николая, оборудование купальни, строительство беседки.     
          Хохловым Борисом Петровичем  разработан проект часовни, согласование места для её строительства.
© Разработка новых туристских маршрутов к «Святым источникам» (на примере вод Стругокрасненского района). Воробьева И.Е.

Отредактировано Паша Алексеев (2008-07-07 23:06:01)

0

5

Творожковский Свято-Троицкий женский монастырь

Отредактировано Паша Алексеев (2008-07-07 22:40:54)

0

6

Святоильинский Святой источник

0

7

19.07 - уникальная дата, которая бывает раз в 5-7 лет... Кому-то повезло ее "поймать"... Дорожка конечно не близкая, но...

Отредактировано Паша Алексеев (2008-07-25 19:42:42)

0

8

На месте

0

9

Дорожка конечно не близкая, но... Природа...

0


Вы здесь » Форум Астрологии, Магии и Волшебства » Архив 2008 » Паломничество по Святым Источникам