«Мардарий» - Святой источник Стругокрасненского района
Жизненный путь иеромонаха Мардария.
Дата рождения иеромонаха Мардария неизвестна, как правило её указывают как начало XVIII века. В миру его звали Матфием. Ещё в юности он ушёл в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь, где был пострижен в монахи и обучен грамоте (этот факт может говорить что он был не знатного происхождения, из простого народа), затем его переводят в Успенскую Феофилову пустынь на должность строителя. После этого он ещё с четырьмя иноками – Павлом, Тихоном, Марком и Ефросином удаляется из монастыря в близлежащую пустынь где устраивает себе келью для молитвы.
Такой массовый уход из монастыря вряд ли можно объяснить только стремлением к уединению, ещё одной причиной могла стать проводимая в то время политика властей. Так например в 1732 году была произведена перепись всех монастырей «открывшая в них множество нарушений законов, особенно относительно пострижения», при этом было предписано всех незаконно постриженных немедленно расстричь, а в 1734 году выходит указ запрещающий впредь постригать кого-либо кроме вдовых священников и отставных солдат, что приводит монастыри в крайне трудное положение. Эти репрессивные меры коснулись и близлежащих монастырей, например в Посолодинском монастыре в 1738 году было опечатано три амбара с хлебом, а иноков проверили. Возможно именно с этими событиями и связан массовый уход молодых иноков (все они прожили ещё не менее 30 лет и присутствовали при кончине Мардария) из монастыря.
Спустя ещё некоторое время, Мардарий уходит дальше в лес к «рекам Ситне и Рытнице, на Донские ручьи».
Большой интерес представляет интерпретация этих событий в народной памяти. В статье «Мардария» читаем: «Они были братья по духу. Залюбили Господа и стали дружить как три брата Никандр, Ефиофил и Мардарий...Им было предназначено разойтись по разным сторонам. Служили службу в соборе. Крестный ход был. На крестах расставались они. ….Мардарий направился в Буков бор ….Ефиофил в нынешнее Николаево (Феофилова пустынь)….Никандра - на Порхов». Есть версия, что братьев было пять – к ним добавляли ещё и Савву Крыпецкого, назвать пятого брата не смогли. В этом рассказе интересно, что и Мардарий и преподобные Феофил и Никандр, хотя и жили в разное время, но все они были пустынножителями, а место жительства Мардария – это центр треугольника, образованного, Крыпецким монастырём, Феофиловой и Никандровой пустынью. Поэтому можно говорить о том, что рассказы о жизни местных подвижников были известны местным жителям, передавались устно и поэтому так причудливо трансформировались.
Подобную трансформацию мы можем наблюдать и в рассказах о том, как место духовных подвигов иеромонаха Мардария стало известно людям. В книге А. Князева мы читаем, что известно о Мардарии стало из рассказа женщины, которую он накормил и помог выйти из леса, а в статье «Мардария» сообщается подробность – при встрече женщина увидела старичка, который кормил медведя хлебом. Этот сюжет очень известен, он встречается даже на иконах, но относится к другому святому – преподобному Серафиму Саровскому, который в начале XX века стал известен всей России.
Скончался Мардарий 1765 году, по другим данным в 1755 году но не позднее 1772 года, когда умер отпевавший его священник. Нам кажется более достоверной дата 1765 год, так если принять во внимание, что в отшельничестве он прожил около 30 лет, то тогда время ухода его из монастыря соответствует описи 1732 года, а возраст его должен быть около 70 лет, так маловероятно, чтобы человека моложе 30 лет отправили на должность строителя в соседний монастырь, но в этом случае датой его рождения будет не начало XVIII, а конец XVII века.
Старец был погребён на месте своих подвигов, там появилась часовня «в которой по желанию богомольцев стали совершаться панихиды о погребённом под нею пустынножителе и молебны соименному ему святому мученику Мардарию».
Перенос останков иеромонаха Мардария в Никандрову пустынь.
Так продолжалось до декабря 1804 года. Тогда настоятель Никандровой пустыни архимандрит Геннадий, самовольно выкапывает останки иеромонаха Мардария и и перевозит, в свою обитель, где погребает их в трапезе больничной церкви, разрушает часовню на месте его погребения. Чтобы понять мотивы этого поступка, изучим более внимательно положение Никандровой пустыни в это время. При содействии князя П.В. Лопухина настоятель Никандровой пустыни был представлен императору Павлу I, имел с ним продолжительную беседу, впоследствии эти встречи повторялись не раз, а император благоволил к Никандровой пустыни, и оказывал ей существенную помощь. Так например 20 октября 1800 года Высочайшим указом повелено было иметь в пустыни 30 монашествующих и пожалована многокрестная ризница малинового бархата. 10 ноября 1800 года Павел I своим указом причисляет пустынь в ведомство капитула православного приорства Ордена святого Андрея Иерусалимского (который сам император и возглавлял) и производить ей ежегодный пенсион из сумм капитула в 2000 рублей. Это означало, что пустынь стала по сути ставропигиальной. Архимандрит Геннадий ведет большое строительство в монастыре и возможно решил иметь в пустыни останки ещё одного почитаемого святого, и пользуясь своим влиянием канонизировать иеромонаха Мардария (иначе не имело смысла погребать его в церкви), но этим планам не дано было осуществиться. 4 января 1805 года гражданский губернатор города Пскова представил в Петербург министру внутренних дел донесение «О тайно выкопанном из земли в Порховском уезде гробе монаха Мардария» при чем в этом деле архимандрит Геннадий «оказался подозрительным» и 2 мая 1805 года от настоятельской должности отрешен, впоследствии монастырь вернули в епархиальное подчинение. Официально, останки иеромонаха Мардария находились в больничной церкви Никандровой пустыни до революции, сейчас на этом месте находится храм Святых Царственных мучеников.
Несколько иначе эти события сохранились в народной памяти. Вот что рассказывает об этом жительница деревни Всини: «Ходит такая легенда, что было предписано, эти мощи перевезти в Никандровский монастырь. И когда везли эти мощи, они исчезли. Их не довезли. По легенде их везли на конях, кони встали возле часовенки и отказались идти дальше. Решили остановиться на ночлег. А на утро гроб был открыт, а по росе шли следы босых ног. И потом одному из жителей Кочериц явился Мардарий и сказал «Похороните меня там, где найдете мое тело» он так и сделал». Подобные рассказы характерны для всей истории Русской Православной Церкви, очень часто почитаемые церковные святыни сами выбирали себе место, наиболее известна история прихода в Россию Тихвинской иконы Божией Матери.
Необходима отметить, что все информанты выражали уверенность в том, что останки иеромонаха Мардария находятся у Донских ручьёв, а главным доказательством этому, по их мнению, являются случаи чудесной помощи людям.
Остался неясным вопрос о канонизации иеромонаха Мардрия. С одной стороны есть все условия выдвигаемые Русской Православной Церковью для канонизации (прижизненные и посмертные чудеса, народное почитание), с другой стороны мы не обнаружили никаких свидетельств, что канонизация эта была. Мы можем говорить о двух попытках канонизации: первая была предпринята архимандритом Геннадием при переносе останков в Никандрову пустынь, вторая попытка это конец XIX века, когда А.Князев собрал материалы о жизни пустынножителя, в настоящее время этот вопрос неоднократно поднимался, но практического воплощения пока не получил.
Рассказы опрошенных во время краеведческой экспедиции 19 июля 2007 года о случаях помощи от иеромонаха Мардария.
1. Очень много людей туда тогда ходило. Люди заветы делали, сколько раз сходить к Мардарию. И помогало.У меня у самой очень болят ноги, я пошла к Мардарию, я так от души, в слезах просила. Разулась, встала на колени, помолилась и помогло. Все уверены, что надо ходить туда пешком.
2. Мама рассказывала. У нашей родственницы было много детей, семь штук. И она была беременна, и пошла в лес, и захотела по нужде. Села, а между ног у неё змея, она очень испугалась. И ребенок родился, тоже весь извивался как змея. И она дала завет его три раза искупать у Мардария. И сходила три раза восемь километров, по лесу, с ребеночком. И он получил исцеление.
3. А при мне, когда я здесь уже одна жила после 91 года, одна женщина с мальчиком, ему 12 лет. Какая- то она душевнобольная, откуда-то из-за Пскова, не могу точно сказать откуда, но там какой-то батюшка, она говорила, тоже больной, прихрамывал, и она поехала к отцу Николаю. А отец Николай её сразу благословил к Мардарию. Вот она здесь ночевала. Это было глубокой осенью. Я ей рассказала как проехать. Она в Качерицах наняла машину и съездила туда с батюшкой на машине. Почему-то вот отец Николай благословил к Мардарию.
4. Недалеко от могилки Мардария есть дерево, там лежат камешки. И есть легенда о том, что эти камушки прикладывать к больным местам, и они исцеляют. Многие люди приезжали с севера, с Сибири специально, чтобы приложить эти камушки. И раковые и другие болезни были у людей. Не то чтобы исцеляло, но помогало, отпускало. Ну, как говориться, все по вере делается, если человек верующий то господь помогает. Ну, есть такие рассказы, что когда в семье бывали такие ситуации, когда долго не было детей, обращались к иеромонаху Мардарию, и господь помогал через него. Господь давал детей этим людям.
5. Ну, и когда возникают какие-то семейные проблемы, часто к нему обращаются. Тоже он помогает. И вообще бывает, что когда в жизни возникает такой период, когда у тебя сплошное уныние, не знаешь, как найти выход, то первым делом возникает мысль, что надо ехать в это место, к иеромонаху Мардарию. И вот собираемся все вместе, поезжаем. И уже там покупались, побыли, помолились и оттуда приезжаешь с совершенно другим настроением. Уже окрыленный такой, уже готов начинать новые дела.
© Разработка новых туристских маршрутов к «Святым источникам» (на примере вод Стругокрасненского района). Воробьева И.Е.
Отредактировано Паша Алексеев (2008-07-01 08:43:39)